Сравним кто лучше: импортные бренды или отечественная тормозная жидкость ROSDOT?

Тормозная жидкость - это одна из наиболее важных эксплуатационных жидкостей в автомобиле. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные колодки к тормозным дискам или барабанам.

Многие автомобилисты зачастую считают, что тормозная жидкость в их автомобиле заливается раз и навсегда, или по каким-то иным причинам не проводят плановую замену, предусмотренную автопроизводителем. Такое пренебрежение может обернуться серьезными последствиями, так как

«изношенная» тормозная жидкость может стать причиной:

·         Снижения температуры кипения и как следствие вероятности отказа тормозов при экстремальном торможении.

·         Увеличения вязкости и ухудшения прокачиваемости тормозной жидкости при низких температурах приводит к задержке работы тормозов.

·         Возникновения коррозии, износ и истирание компонентов тормозной системы, нарушение ее герметичности ведет к вытеканию тормозной жидкости.

 

Уверенная работа тормозов – это важнейшее условие безопасности. Именно поэтому к тормозным жидкостям предъявляют жесткие требования. Но даже самая качественная тормозная жидкость из-за гигроскопичности неизбежно теряет свои свойства в процессе эксплуатации. Нельзя пренебрегать рекомендациями автопроизводителей по интервалу замены тормозной жидкости. Универсальным сроком замены тормозной жидкости также является 1 раз в два года эксплуатации или после 40 тысяч км. пробега. Рекомендуется производить замену при покупке поддержанного автомобиля, в случае если не известно качество и срок эксплуатации тормозной жидкости. 

 

 

Сегодня на  рынке можно встретить множество импортных тормозных жидкостей различных марок, в том числе и оригинальные жидкости от автопроизводителей. Основной критерий, которым следует руководствоваться при выборе - это соответствие требованиям класса DOT. DOT - Departament of Transport - Департамент Транспорта США.  Существует несколько стандартов тормозной жидкости, установленных Департаментом транспорта США. Самыми распространенными являются жидкости класса DOT3 и DOT4. На сегодняшний день стандарт DOT3 - это минимальный уровень требований, предъявляемых к тормозной жидкости, а к DOT4 относится более качественная и надежная продукция, предназначенная для современных автомобилей с интенсивным режимом эксплуатации в городском цикле. Кроме этого автопроизводители с каждым годом ужесточают требования к тормозным жидкостям. Поэтому на рынке также существует класс тормозной жидкости DOT 5.1 для высокоскоростных автомобилей и class 6 для автомобилей оборудованных электронно-управляемыми тормозными системами нового поколения (ABS).

Большинство владельцев импортных автомобилей убеждены в том, что для их машины подходит только тормозная жидкость импортного производства. Такие жидкости удовлетворяют всем международным стандартам, но имеют высокую цену, которая, в большей степени, является платой за бренд и не связана с какими-то уникальными техническими характеристиками.

В России есть тормозная жидкость, которая удовлетворяет всем требованиям международных стандартов, таких как: FMVSS 116, ISO 4925, SAE J 1703 /1704, JIS K 2233. Это тормозная жидкость  марки ROSDOT. 

 

При этом  цена ROSDOT полностью соответствует качеству и техническим характеристикам, без каких-либо дополнительных марочных премий и надбавок за логистику.

Тормозная жидкость ROSDOT, производимая известной компанией Тосол-Синтез, вот уже более 17 лет используется при первой заливке на большинстве автоконвейеров России, поставляется в 12 стран мира, среди которых: Голландия, Польша, Иордания,  Литва, Болгария, Германия, Северная и Южная Америка, страны Европы и Ближний Восток, единственная из отечественных тормозных жидкостей официально прошла испытания в США в ABIC TESTING LABORATORIES на соответствие международным стандартам по классу DOT-4.

 

Так какую тормозную жидкость выбрать для импортного автомобиля? Чтобы детально разобраться в вопросе выбора, рассмотрим основные эксплуатационные характеристики тормозной жидкости.

Температура кипения. Это важнейший показатель, определяющий  предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов.

Различают два вида кипения тормозной жидкости: «сухое» - еще не эксплуатируемая жидкость и «увлажненное» - температура кипения в конце периода эксплуатации примерно через 1,5 – 2 года.

Согласно требованиям международных стандартов температура кипения "сухой" и "увлажненной" тормозной жидкости должна иметь значения соответственно не менее 205 и 140 "С для автомобилей при обычных условиях их эксплуатации и не менее 230 и 155 С - для автомобилей, эксплуатирующихся на режимах с повышенными скоростями или с частыми и интенсивными торможениями.

 

Температура кипения в процессе эксплуатации автомобиля снижается из-за их высокой гигроскопичности. К этому приводит попадание воды, главным образом за счет конденсации из воздуха. При попадании в систему влаги, точка кипения тормозной жидкости снижается. Именно 3,5% влаги выбраны производителями за максимально допустимую  отметку. Кроме этого, повышенное содержание влаги активизирует процессы коррозии, разрушающей детали тормозной системы.

 

 

Рис. № 1 График зависимости температуры кипения от содержания воды

 

Перегрев тормозных колодок может привести к закипанию жидкости. При кипении образуются паровоздушные пузырьки. Паровые пробки резко ухудшают работу тормозов, что может привести к провалу тормозной педали. Поэтому крайне важно не доводить тормозную жидкость до предельно низких «увлажненных» температур и соблюдать установленные периоды замены.

Рис. 2 Процесс образования паровоздушных пузырьков в тормозной жидкости при закипании

 

Показатель активности ионов водорода (рН) свидетельствует о виде среды: она бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допустима, так как она приводит к коррозии металла, щелочная среда в свою очередь разъедает резиновые уплотнители и шланги тормозной системы. Показатель рН тормозной жидкости должен находиться в пределах от нейтрального до слабощелочного, чтобы обеспечить максимальную совместимость жидкости с материалами тормозной системы.

Не соответствуют регламентированным показателям рН тормозные жидкости, изготовленные с несоблюдением технологий, на основе низкосортного сырья, с истекшим сроком эксплуатации.     

   
  Вязкостно-температурные свойства. Процесс торможения обычно длится несколько секунд, а в экстренных условиях -   доли секунды. Поэтому необходимо, чтобы сила, прилагаемая водителем к педали, быстро передавалась на поршни   рабочих цилиндров. Это условие обеспечивается необходимой текучестью жидкости и определяется максимально   допустимой вязкостью при температуре —40 °С: не более 1800 мм/с - для высокотемпературных жидкостей. Чем выше   процент влаги в тормозной жидкости, тем выше ее вязкость и тем хуже прокачиваемость в зимний период.   Это крайне   негативно влияет на эффективность работы тормозной системы.
   
   
  Рис. № 3 Степень вязкости тормозной жидкости
  

 

Вязкость при – 40°С

более 1500 мм²/с

Вязкость при – 40°С

не более 15000 мм²/с

 

 

   Антикоррозионные свойства. В гидроприводе тормозов детали из различных металлов соединяются между собой, что создает   условия для протекания электрохимической коррозии. Для предотвращения коррозии жидкости должны содержать ингибиторы,   защищающие сталь, чугун, белую жесть, алюминий, латунь, медь от коррозии. Их эффективность оценивается по изменению   массы и состоянию поверхности пластин из указанных металлов после их выдерживания в увлажненной тормозной жидкости в   течение 120 ч при 100 С. 
  Ингибиторы срабатываются в процессе эксплуатации, поэтому чем «старше» тормозная жидкость, тем меньше   ингибиторов она содержит. Снижение их процента, а также рост увлажненности жидкости, приводит к усилению   электрохимической коррозии металлов.  
   
  Совместимость с резиновыми уплотнениями. Для обеспечения герметичности гидросистемы на поршни и цилиндры ставят  резиновые уплотнительные кольца и манжеты. Необходимое уплотнение обеспечивается, когда под воздействием   тормозной жидкости манжеты несколько набухают и их уплотнительные кромки плотно прилегают к стенкам цилиндра.   При этом недопустимо как слишком сильное набухание манжет, так как может произойти их разрушение при перемещение  поршней, так и усадка манжет, чтобы не допустить утечки из системы. Низкокачественные тормозные жидкости   разрушают уплотнительные кольца и манжеты, что приводит к протеканию тормозной жидкости и опасности отказа тормозов. 
   
  Рис. 4 Поршень тормозного суппорта до и после работы с тормозной жидкостью низкого качества
  

           

                        ДО                                                   ПОСЛЕ
   

 

Для проведения сравнительных испытаний по наиболее важнейшим показателям качества были взяты 11 самых известных и популярных импортных брендов тормозных жидкостей и российская тормозная жидкость ROSDOT.

 

Результаты лабораторных испытаний

Испытания физико-химических свойств тормозных жидкостей проводились в независимой лаборатории*.

 

Температура кипения сухой жидкости, °С

Температура кипения увлажненной жидкости, С

Вязкость кинематическая при минус 40 °С, мм²/с

Показатель активности ионов водорода (рН), ед.рН

Стандарт ISO 4925

FMVSS 116 DOT4

≥ 230 °C

≥ 155 °C

≤ 1800

от 7 до 11,5

ISO 4925 class 6

≥ 250 °C

≥ 165 °C

≤ 750

от 7 до 11,5

Результаты испытаний

RENAULT class 6

268

182

725

7,9

BP DOT 4

268

182

1326

8,2

MOTUL DOT 4

254

163

1177

9,2

FORD DOT 4

266

180

972

8,4

BOSCH DOT 4

267

184

1220

8,0

HONDA DOT 4 ULTRA

266

163

1379

9,6

NISSAN DOT 4

274

182

970

7,8

LIQUI MOLY DOT 4

270

162

1189

9,2

ELF FRELUB 650 DOT 4

260

179

1321

8,1

CASTROL DOT 4

268

182

1297

8,1

MOBIL DOT 4

267

172

1168

8,9

ROSDOT 4

258

169

1645

8,6

ROSDOT 6

260

176

740

8,1

 

 

Согласно результатам теста, показатели тормозной жидкости ROSDOT 4 полностью соответствуют показателям дорогих импортных брендов.

 

Испытания проходила также единственная в России тормозная жидкость ROSDOT 6, соответствующая стандарту ISO 4925 class 6.

Среди импортных аналогов есть только одна жидкость с аналогичными свойствами - тормозная жидкость RENAULT class 6.

Данный класс тормозной жидкости был введен  в связи с ростом требований к надежности и быстродействию работы тормозных систем, и особо эффективен в автомобилях, оснащенных системами ABS.

 

В рамках данных исследований ROSDOT также проверялась на совместимость с  импортными тормозными жидкостями. Совместимость тормозных жидкостей предполагает их способность смешиваться без потери качественных характеристик.  

 

Согласно результатам испытаний, тормозная жидкость ROSDOT полностью совместима c импортными брендами тормозных жидкостей.

 

Протокол испытаний тормозных жидкостей № 6153 Сертификационный центр «Контстанд» Лаборатория

 

 

 

Результаты проведенных испытаний показывают, что тормозная жидкость ROSDOT подходит для использования в любых импортных автомобилях с гидравлической тормозной системой.  Кроме того, ROSDOT полностью совместимы с импортными тормозными жидкостями и может быть использована в качестве доливки или при полной замене импортных аналогов.

*Сертификационный центр «Контстанд»